Samsung/Создание дизайна класса «пластиковый обмылок»

Анонс нового смартфона HTC всколыхнул старое море ненавистников дизайна телефонов Samsung. Его модель Galaxy S III стала уже притчей во языцех, когда самый мягкий эпитет, которым награждаются дизайнеры этого «пластикового обмылка» — это бездарность. Согласитесь, довольно странно для компании, бюджет которой исчисляется не одним десятком миллиардов долларов, не иметь возможности нанять хотя бы одного талантливого дизайнера, который бы раз и навсегда спас ее от такого нелицеприятного имиджа. Значит, что-то раз за разом толкает топ-менеджеров Samsung выбирать один и тот же весьма скромный стиль. Попробую побыть в роли адвоката дьявола и привести ряд аргументов, которые позволят понять логику создания таких моделей.

9a6dc9ae7c0111e2905222000aaa031b_7

Начну несколько издалека. Из 2007 года, когда появился первый телефон компании Apple. «Мир изменился» (с). С этого момента в ближайшие годы появление любого флагмана, который бы не радовал пользователя большим и удобным сенсорным экраном, стало практически невозможным. Возможно, когда-нибудь в будущем ситуация изменится, но не в ближайший год или два. Пока же любой смартфон обречен иметь дизайн рамки вокруг экрана. То есть, полет дизайнерской мысли весьма и весьма ограничен. Еще больше его ограничивает необходимость, помимо экрана, поместить самую разнообразную начинку, которая не может находиться абы где — только в тех местах, которые делают удобным использование определенных функций аппарата.

Так что, прежде чем начинать лепить на телефон художественные изыски, дизайнер должен разобраться с таким параметром как эргономика. Причем, кроме объективов камер, кнопок и разъемов, ему приходится учитывать и то, что находится внутри. Компания Apple смогла пережить проблемы с антенной в iPhone 4, но «осадочек остался». Невольно продолжая сравнивать Samsung и Apple, нельзя не вспомнить и про другую проблему с iPhone 4. Компания, которой заказали изготовление «стеклянных» панелей для смартфона, не смогла разобраться с покраской их в белый цвет. Подробности этой истории так и не стали достоянием гласности, а представители Apple сделали вид, что задержка белой версии чуть ли не была изначально задумана. Рисковать продажами своего флагмана таким образом Samsung не может, у нее просто нет необходимого кредита доверия пользователей. Ожидающие выхода нового корейского флагмана вполне могут, разочаровавшись в нем, посмотреть в сторону HTC или Sony, со смартфонами которых совсем недавно Samsung приходилось бороться за продажи.

Значит, дизайнеры компании ограничены еще и в выборе материалов. В их распоряжении только то, что имеет отработанную технологию производства, а также может быть произведено в достаточном количестве. Экспериментировать с кевларом, как Motorola, им никто не позволит, просто потому, что планируемый объем продаж флагмана Samsung больше, чем все производство этой американской компании сегодня. А топ-менеджеры вряд ли будут обрадованы парой призов на конкурсах, если аппарат не будет продаваться так хорошо, как планировалось. Рынок мобильных телефонов — не Олимпиада, руководители компаний оценивают качество работы креативных личностей по приносимой их креативами прибыли. Исключения, конечно, бывают, но вряд ли в случае с Samsung.

Преемник Galaxy S III еще не анонсирован, и про его характеристики известно не слишком много, но зато уже сообщалось, что Samsung планирует его продавать в количестве не менее 10 миллионов штук. За квартал. Для сравнения, компании Lenovo, Sony и Motorola в последнем квартале 2012 года продали примерно по 8 миллионов смартфонов каждая. То есть аппарат мыслится как нечто весьма и весьма массовое. Конечно, если вдруг его дизайн окажется выигрышным в глазах подавляющего большинства пользователей, то это даст прирост продаж. Но рискованные шаги руководство Samsung предпочитает не предпринимать. Поэтому нет оснований предполагать, что даже потенциально более удачный облик смартфона будет выбран. Скорее, можно ожидать, что дальше косметической корректировки никто не пойдет.

galaxy-ss

Собственно, именно такое развитие дизайна линейки Galaxy S мы и наблюдаем. Чуть откорректировали здесь, еще немного здесь, тут, спасибо Apple, переделали побольше, чтобы выполнить решение суда (все помнят, что прямоугольник со скругленными углами — это привилегия исключительно одной компании?). У телефона нет своего лица? Ну, это как посмотреть, в руках пользователя он вполне успешно опознается. Нужно ли большее? Для некоторых — несомненно, да. А для компании Samsung?.. Вряд ли.

Действительно, смартфон хорошо продается. Его покупают даже те, кому начхать на передовые технологии, число ядер процессора и тому подобную дребедень. Критически важных претензий к облику Galaxy S со стороны покупателей не звучит. Ни один из аппаратов серии нельзя назвать ни уродливым, ни страшным, ни несовременным. Да, на форумах кипят баталии о том, что он пластиковый, он невзрачный, он непривлекательный, он большой, он то, он это. Но его облик едва ли останавливает кого-то от покупки, а что до претензий… А есть ли вообще телефон, который не обругали бы в интернетах? Nokia 3310 — и тот не избежал критики и ласкового прозвища «кирпич». Дизайн же Galaxy S III не является привлекательным, но он и не отталкивает пользователя. Самой верной характеристикой будет то, что он никакой. Что уже определенная заслуга дизайнеров, поскольку, с одной стороны, он имеет свое лицо, с другой стороны, это лицо напрочь лишено особых примет. А немалое число китайских компаний и вовсе сочло, что такой дизайн достоин копирования. Что косвенно подтверждает тезис о том, что аппарат не имеет проблем со своим обликом.

qumo-archos

Еще один аргумент, который приводят в качестве слова против Samsung Galaxy S III – это пластиковый корпус. Компания действительно грешит любовью к этому материалу и периодически «радует» нас погремушками вроде первого Galaxy Tab. Вот только не в этом случае. Для того, чтобы убедиться в том, что материал корпуса не такой дешевый, как некоторые утверждают, достаточно положить рядом китайский «аналог» от какой-нибудь Highscreen или Fly. Структура материала корпуса сложная, а его окраска не является на самом деле однотонной, что, впрочем, видно и на снимках. Если аппаратом пользоваться аккуратно, то и через полгода пользования не будет ни скрипов, ни люфтов. Что же до царапин, то не копятся они разве что на титановых корпусах Vertu. А корпус SGS3 в этом плане в числе лучших, тот самый глянец, который любят поругать, достаточно эффективно справляется с двумя самыми важными задачами — борьбой с жирными пятнами и царапинами. Тогда как любимый многими пластик soft touch совсем не стоек к истиранию.

Последнее, о чем нужно сказать, является также и одной из причин, по которой флагман Samsung вряд ли когда-нибудь вообще станет обладателем уникального дизайна. Этого не может произойти из-за политики компании в области выпуска своих телефонов. Топовый аппарат не является первым и единственным в своем роде. Наоборот, он выступает локомотивом целой серии других аппаратов линейки Galaxy. Может быть свой дизайн у нишевого Galaxy Note или иного узконаправленного решения, но не у универсального смартфона. Пока Samsung продает аппараты разных уровней, у определенной категории покупателей будет соблазн получить что-либо похожее на флагман, но подешевле. Причем никакие улучшения и функции не заставят их платить больше. Пример Apple, продающей только дорогие смартфоны, тут неприменим. Локомотивом продаж iPhone выступают США, где система субсидирования аппаратов операторами позволяет устанавливать сравнительно низкую цену. Samsung же традиционно силен на рынках развивающихся стран, где подобная система отсутствует. Поэтому выпуск внешне похожих, но более простых и бюджетных смартфонов является привычной и выигрышной стратегией.

Что же следует из всего вышесказанного? Все просто. Никаких надежд на то, что компания Samsung в ближайшее время нас порадует каким-то радикальным изменением политики в области дизайна своих смартфонов, нет. С дизайном «пластиковых обмылков» она может расстаться только в случае изменения ситуации на рынке, когда вызовы вынудят менять всю модель развития направления. Пока же нет никаких предпосылок к тому, чтобы стратегия последовательного поступательного развития была отложена в сторону, нет. Она уже принесла компании первое место на рынке, руководство осталось прежним, смартфоны прекрасно продаются, поэтому по примеру Nokia резать курицу, несущую золотые яйца, не стоит. Так что от Samsung Galaxy S IV можно ждать уникальных технических характеристик, но не нового слова в дизайне.

Да пребудет с вами мыло!
Ваш F.