Книги / Дайджест 9

В этом дайджесте — рецензия на книго-фильм и немного из классической фантастики.
Кстати напоминаю что много всего было насоветовано в предыдущих дайджестах.

Kniga-sudeb

Энди Уир и Ридли Скотт / Марсианин

Endi_Vejer__Marsianin

Сначала о фильме. Ридли Скотт давно уже не тот мастер, который делал Гладиатор и Чужой. Это уже давно ремесленник и довольно посредственный. Большое имя без значимых работ. Он давно потерял свой стиль. Это не Джордж Миллер пронесший сквозь десятилетия скучных мультиков свое уникальное видение мира постапокалипсиса, определивший на многие десятилетия постапокалипсис вообще, и снявший Дорогу Ярости так как будто он не семидесятилетний старик, а тридцатичетырехлетний мальчишка.
В фильме Скотта вы не увидите ни одного яркого момента, ни одного яркого героя, ни одного душевного момента, ни одного случая когда вам будет перехватывать дыхание, а в конце фильма вы не будете тихо сидеть в кресле кинотеатра в темноте, слушая саундтрек, обдумывая увиденное. Нет, вы встанете и пойдете. Просто пойдете. Пройдет неделя и вы даже не вспомните что было в фильме. Тут нет ни одного яркого актера, все они скучны до безобразия. Этот фильм просто «отбитая касса на покушать» продюсерам, режиссеру, актерам и всем остальным.
Книга. Если от фильма изначально я не ожидал ничего выдающегося, о чем тут кстати писал, то от книги у меня были бОльшие ожидания. Я надеялся что это хороший фантастический сурвивор. Я надеялся в книге будет подробная, проработанная миссия на Марс, чтобы они прямо летели туда, чтобы было ощущение космоса, чтобы реально у них возникли проблемы на Марсе, но нет, они просто прилетели туда, чего-то там делали, буря, бросили, улетели, выжил, прилетели, забрали…все.
Черт, да в одной только сцене буксирного отвала от лунно-орбитального терминала «Восток» балкер-контейнероносца «Байкал» Сергея Павлова больше фантастики чем во всей этой книге.
У чувака постоянно возникали проблемы и он их решал. Описывалось все это в одном и том же ключе: у меня проблема — я в жопе — я сдохну — я сделал — все отлично — у меня проблема — я в жо…
Надоело. Советую ли я это прочитать? Да. На один вечер вполне сойдет. Убить пару часов. Но ни в коем случае не стоит воспринимать это как серьезную научную фантастику. Это обычный такой бестселлер сделанный и продвинутый издателем. Хьюго или Небьюла не светит совсем, если только эти премии не скатились в говно.

Сергей Павлов / Чердак Вселенной

cherdak

Кстати о Сергее Павлове. Я уже советовал его изумительную Лунную радугу — совершенно невероятная вещь с прекрасно проработанным дальним космосом. Лучшая фантастика вообще написанная за все время на советском и постсоветском пространстве, при «живых» то Стругацких. Сегодня я настоятельно посоветую прочитать его небольшую повесть. Очень хорошая, веселая, добрая повесть о разработчиках транспозитации с невероятно грустным концом.

  Там, где пять минут назад отдыхал Буту… На этом месте его уже не было. Коля отвязал леер от вентиляционной решетки, машинально собрал его кольцами, как собирают лассо. Леер обрывался странно размочаленным концом… У Коли задрожали руки.
   — Мер-р-рзавец! — простонал он и бросился вдоль туннеля.
   Кольцевой туннель он обежал со скоростью ветра и, поравнявшись с входом в информаторий, понял, что Буту в туннеле нет. Покачиваясь, он вошел в информаторий.
   — Извините, Квета… — тихо сказал он, громко дыша. — Мой подопечный… случайно к вам… не заглядывал?
   В голубых глазах появилось странное выражение.
   — Обезья… то есть горилла? Нет, я здесь, по-моему, одна… Что-нибудь произошло?
   — Да, но вы не волнуйтесь. Он просто сбежал. Извините…
   Коля прервал связь с диспетчерской и стал по очереди нажимать разноцветные клавиши.
   — Внимание, внимание! — повторял он, чуть не плача. — Сбежал подопытный примат по кличке Буту. При обнаружении примата просьба срочно сообщить в информаторий. Внимание!..
   Один за другим вспыхивали экраны.
   — Эй там, в информаторий! — раздраженно позвал чей-то бас. — Срочно спускайтесь в вакуум-створ! Ваш примат, очевидно, решил, что находится в джунглях, а тут кругом кабели под напряжением!
   — Обесточьте кабели! — завопил Коля. — Задержите его до моего прихода!
   — Задержи свою бабушку, — посоветовал бас. — А еще лучше — спускайся сюда и сам его тут задерживай. Безобразие! У меня «Мираж» на подходе, а людей — никого, все разбежались. Я требую, чтобы вы убрали свою сумасшедшую обезьяну немедленно! Слышите, вы?.. Немедленно! Ошалело натыкаясь на стены, Коля искал дверь… В лифтовом тамбуре нижнего яруса его поджидал один из техников вакуум-створа. Это был Карлсон, но Коля его не сразу узнал: правый глаз техника чудовищно вспух и явственно наливался радужным цветом, комбинезон порван, а из прорехи свисал подол оранжевой рубахи. Судя по всему, Карлсон побывал в серьезной переделке и успел потерпеть поражение.
   — Он уже там, — сказал Карлсон. Осторожно потрогал глаз. — Он забрался в продовольственный склад.
   — Где? — спросил Коля. И помчался в указанном направлении.
   Карлсон заправил рубаху и, гулко топая, побежал следом.
   — Налево! — кричал он. — Теперь сюда!
   Коля нырнул в узкий проход между штабелями каких-то ящиков, свернул налево, потом направо. Штабелям, казалось, не будет конца. Где-то слышались крики и ругань, раздавался рев и подозрительный грохот, — где именно, мешали понять горы ящиков и раскатистое эхо зала. Неожиданно Коля наткнулся на сверкающую россыпь каких-то цилиндрических предметов. Это были консервные банки. Преодолевая россыпь, Коля увидел чей-то кровавый след. След вел за угол штабеля. Стараясь не наступать на эти ужасные пятна, Коля побежал туда и, поскользнувшись, чуть не наскочил на стоящего за углом человека. Задрав подбородок кверху, человек, казалось, обеспокоенно прислушивался. Но это только так казалось, потому что его гладко выбритый череп, щека и комбинезон на груди были залиты кровью… Коля остолбенел. Раненый обернулся и с интересом на него посмотрел.
   — Вы… Вы весь в крови! — пробормотал Коля.
   — Я?.. — Человек испуганно взглянул на свои окровавленные руки. И вдруг, лизнув палец, сказал: — Варенье. — Почмокал губами, добавил: — Вишневое. Добрался-таки до кондитерского запаса! Сейчас он там дров наломает.
   Сверху посыпались банки.
   — А ну-ка, — сказал Коля, — помогите мне взобраться на штабель.
   Буту сидел на соседнем штабеле и взламывал ящики. Шлема на нем уже не было, скафандр висел мешком, из-за ворота торчал над ухом обрывок гофрированной трубки воздухопровода. Буту дробил ящики, выхватывал из кучи банок одну или две и, надкусывая с краю, бросал. Очевидно, он искал свое любимое лакомство — ананасный компот. И очевидно, кто-то пытался мешать его поискам, потому что Буту раздраженно оглядывался, время от времени грозно рычал и швырял банки, а то и ящики целиком в узкие щели проходов.

Сергей Павлов / Акванавты

200px-Acua01_opt

И уж чтобы совсем закрыть тему Павлова упомяну про акванавтов. Это подводный триллер-ужастик. Я не понимаю как это у Павлова получается, он вроде не технарь, а обычный писатель-лингвист и писал в те годы когда не было интернета и многочисленных технических консультантов с которыми все современные писатели советуются, консультируются и прорабатывают все научно-технические моменты описываемые в своих книгах и в связке с которыми «изобретают» все что есть в их книгах, но тем не менее в Лунной радуге, Павлов проработал ближний и дальний космос с люстрами-контейнероносцами, в Чердаке вселенной он хорошо так прошелся по транспозитации с её калибровкой масс, а в Акванавтах «изобрел» гидрокомбовую оболочку и настолько детально описал все тонкости работы на глубине, что просто диву даешься. Обязательно к прочтению.

   Вскрыл пакет и начал вытряхивать гидрокомбовую оболочку — сыроватую на ощупь черную пленку, покрытую похожим на мех ворсом. Оболочка струилась ручейком поблескивающих складок — она и в самом деле напоминала только что снятую шкурку морского котика и даже распространяла запах свежей рыбы. Из пакета выскользнул и развернулся плавник. Последними на металлический настил шлепнулись черные ласты.
   Одежду долой. Душ, свистящие струи воды с запахом хвои. Неполное сальто и — вверх ногами: душ по системе неойогов… Ладно, поплескались и хватит, пора в оболочку. Бр-р-р… липнет к телу: внутри — холодная слизь. Это не надолго, нагреется. Обтянут так, что ощущается рельеф мускулатуры. Попрыгал, проверяя крепления ластов. Ну вот, легко, удобно, практично, эластично. Одним словом, купальник.
   Натягиваю капюшон. Вместо отверстий для глаз — мягкий и влажный теслитовый пластик. Стараясь не моргать, «втираю очки». В буквальном смысле этого выражения. Резь под веками, слезы, я плохо вижу сквозь студенистые линзы. Почти ничего, так… неясные контуры. Но это лишь до погружения в воду.
   Снаружи только ноздри и рот. Теперь самое грудное… На конце сдвоенного шланга респиратор особой конструкции, — который раз, а все привыкнуть не могу: загубник в рот, две трубочки в ноздри. Вдох, выдох. Необыкновенно легко, потому что чистый кислород. Глубокий вдох и полный выдох — где-то там машина замерит объем. Холодок по спине: вот-вот хлынут в горло струи легочного наполнителя. Не успеешь опомниться — о-у-уп! — и уже под завязку.
   О-у-уп!.. Боль в груди — глаза на лоб! Респиратор в сторону, опускаю край капюшона. Клейкий эластик прочно затягивает разрез в оболочке, ноздри и рот. Подхватываю пояс и бросаюсь в бассейн.
   Вместе со мной погружаются мириады крохотных пузырьков. Потом они все разом покидают меня, устремляясь к поверхности сверкающим облаком. Прощай, воздушная стихия!..
   Боль в груди постепенно проходит. В бассейновом зеркале скользит мое отражение. Острый акулий плавник на спине, как вымпел, на локтях плавнички поменьше, пальцы рук в перепонках. Длинные ласты, выпуклые пузырьки теслитовых глаз… Кто-то из восторженных репортеров назвал первых гидрокомбистов «ангелами моря». Название привилось. Но сами профессионалы-глубоководники величают себя по-другому: «ангелы тьмы». Я знаю, в чем тут дело, и поэтому чувствую себя хранителем маленькой тайны.
   Ангел тьмы… Что ж, дело привычное. Вынимаю нож и вкладываю клинок в небольшую щель возле зеркала. Болл говорил, что здесь обыкновенный фотоэлемент. Верно — сразу послышался гул компрессорных установок.
   Давление нарастает и быстро и плавно. Непомерная тяжесть вдавливает живот. Еще и еще… Кожу покалывает. Жжет. Оболочка словно из крапивы. Все нормально: «прорастает» гидрокомбовый ворс. Сквозь кожные поры до кровеносных сосудов. Творцы оболочки инженеры-бионики использовали принцип действия крапивных стрекалец — сейчас это кажется делом простым. О том, как было сначала все очень трудно и сложно, знают немногие…

Стивен Кинг / Оно

94983

В свое время эта книга нанесла такой вред моему душевному равновесию, что к Кингу я не возвращался очень долго. Если вам нравится испытывать постоянное, нарастающее чувство тревоги, то пожалуйста — читайте. Я вас предупредил. Теперь я понимаю детей, которые панически боятся клоунов. Я даже не буду отрывок из книги приводить, слишком она меня пугает.

Вернор Виндж / Глубина в небе

Vernor_Vindzh__Glubina_v_nebe

Премия Хьюго и этим все сказано. Научная-фантастика в чистом виде. Приквел знаменитого Пламени над бездной.
Два флота разных выскотехнологичных рас сталкиваются на орбите планеты населенной расой уровня развития как у человечества 20 века. Дальше спойлерить не буду. Надо читать. Виндж большой мастер.

На этом все. Извините что мало, но это чрезвычайно утомительно и каждый раз занимает слишком много личного времени. Постараюсь со следующим дайджестом не затягивать и наполнить его более неочевидными и небоянистыми вещами.

Pixel.

 

Читайте также

Книги/Дайджест 4
Книги/Дайджест 4 03 Авг 2014
Конкурс про летнее чтиво/Подведение итогов
Конкурс про летнее чтиво/Подведение итогов 01 Июл 2013
Книги/Лунная Радуга
Книги/Лунная Радуга 15 Авг 2013
Стивен Кинг/Joyland
Стивен Кинг/Joyland 24 Мар 2014