Постсоветское шампанское

Лет двадцать с небольшим назад для большинства жителей страны под названием Советский Союз вопрос о том, какое шампанское покупать для новогоднего застолья, не стоял. Советское шампанское. Напиток, бренд и ГОСТ в одном флаконе. До 1988 года еще и в уникальной таре объемом 0,8 или 0,4 литра. «Советское шампанское» пережило государство, породившее его и давшее название. До сих пор на полках магазинов можно приобрести бутылки с такой этикеткой. Вопрос, нужно ли.

 

Теория и история

Для начала — немного истории и теории. Строго говоря, шампанским (vin de Champagne) корректно называть только тот напиток, который изготовлен методом шампанизации (méthode champenoise) из определенного сорта винограда. Все остальное правильно называть игристым вином, изготовленным традиционным методом (méthode traditionelle). И это в лучшем случае, потому как кроме традиционного или классического метода, существуют и другие. Но Россия не уникальна в плане презрения к мнению французов относительно того, что и как правильно называть. Компанию нам составляют американцы и канадцы, именующие свои игристые вина «шампанским». В Европе с этим строже, исключительное право на именование шампанского шампанским было внесено даже в Версальский договор.

Но все эти перипетии «Советского шампанского» не касались сразу по двум причинам. Во-первых, СССР Версальский договор не подписывал, во-вторых, собственного бренда для игристых вин до 1937 года не имел. Ну, и кроме того, классическое советское шампанское изготавливалось совсем не по классическому методу. Суть его в том, что вторичное брожение вина происходит не в бутылке, а в резервуаре (акратофоре). Так получается быстрее и дешевле, но не лучше. Особенно, если вместо «устаревшего» резервуарного метода применяется более «прогрессивный» метод брожения в непрерывном потоке. Технические детали можно посмотреть хотя бы в Википедии. Если коротко, то если резервуарное имеет некоторое сходство с классическим шампанским, то полученное из непрерывного потока является неким подобием резервуарного. Еще больше ситуация усугубляется применением наиболее дешевых виноматериалов, проще говоря, порошка. Кстати, лицензию на это отечественное ноу-хау приобрели в свое время многие крупные европейские производители игристых вин, в том числе и признанный законодатель мод компания «Моэт».

Цена вопроса

Если говорить о массовом игристом вине, то в нижнем ценовом диапазоне стоимость дает исчерпывающую информацию о том, что перед нами за продукт. Разумеется, разница в цене 100 или 120 рублей, 200 или 250 ни о чем не говорит. Но условно можно сказать, что трехзначный ценник, начинающийся с единицы, сообщает о том, что перед нами продукт, полученный методом брожения в непрерывном потоке. За 200-300 рублей уже будет резервуарное, а за 400 и более — классическое шампанское. Еще одним индикатором правильного классического шампанского будет надпись на этикетке о том, что данный напиток выдерживался не менее трех лет. Быстрее такое шампанское просто не успеет созреть. Варианты с выдержкой 9-12 месяцев традиционными не являются. Не менее очевидно, что напитки с надписью «шампанское» и ценой до 200 «деревянных» брать не стоит, как не стоит покупать китайский ойфон с телевизором на привокзальной площади. Смертельной опасности такой продукт не несет (химически он не отличается от шампанского и соответствует ГОСТу), но вкуса и пользы в нем ничуть не больше, чем в «Спрайте». Минимальная же стоимость резервуарного игристого вина для производителя как раз и составляет 100-120 рублей.

Отечественное или заграничное

Лучше, конечно, покупать французское шампанское из Шампани в бутике у знакомого продавца. Однако такой вариант слишком хорош, чтобы быть правдой. Покупка дорогого шампанского или европейского игристого вина в супермаркете также не является гарантией качества, потому как путь из Франции, Италии, Испании или Германии долог и тернист, а продукт — хоть и не скоропортящийся, но требующий минимального соблюдения правил транспортировки. Вино не должно в дороге оказаться под лучами солнца, слишком нагреться или охладиться. Поэтому шанс купить в магазине продукт не первой свежести одинаков что для импортного, что для отечественного напитка. Так что решение вопроса выбора сродни ставкам в тотализаторе — по большой или по маленькой.

Отечественное вино — плохое?

Один из распространенных мифов — в России не умеют делать хорошее вино. Как и любой другой миф, он весьма далек от истины. То, что в России много некачественного, контрафактного и поддельного алкоголя, никоим образом не свидетельствует об отсутствии алкоголя качественного. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на мнение Дерека Смедли, входящего в состав председателей европейского конкурса The International Wine Challenge. Он посещал российские винные заводы и нашел целый ряд сортов вполне достойными.

http://www.dereksmedleymw.co.uk/assets/downloads/CEUR165%20Russia%283%29.pdf

Россия и Украина

Объять необъятное никогда не получается. Вот и не буду пытаться рассказать про все игристые вина, которые сейчас можно приобрести в России – лишь коротко о том, что предлагают бывшие производители «Советского шампанского». К таковым относятся российские и украинские заводы. К сожалению, большая часть «Российского шампанского» и прочих отечественных игристых вин в категории до 200 рублей качественным продуктом не является, поэтому описывать их в отдельности смысла нет. Можно просто констатировать: за 30 — 40 гривен (100-120 рублей) на Украине приличное акратофорное игристое вино купить можно. В России — нет. На этикетке надпись может быть любая, содержимое отличий иметь не будет. Купив в супермаркете такое вино, можно быть более-менее уверенным только в том, что вы не отравитесь.

Абрау-Дюрсо

Одним из крупнейших производителей игристых вин в России является небезызвестная фирма Абрау-Дюрсо. Найти можно почти в любом магазине, наиболее распространенными являются серии Abrau и «Русское шампанское». С выдержкой в три года и более — традиционное, все, что менее — резервуарное. Никаких особенностей, которые бы выделяли его из ряда аналогов, не имеет, на богатство вкуса рассчитывать не приходится — это качественный, но бюджетный продукт. Более дорогие «Виктор Дарвиньи» и «Империал» встречаются реже, стоят сопоставимо с хорошим импортным игристым вином, а потому массовым спросом и не пользуются. Надо отметить, что для Абрау-Дюрсо характерно радикальное различие между более и менее дорогими винами, поэтому однозначно имеет смысл заплатить больше.

Цимлянские вина

Типичный российский производитель. Большая часть продукции получается методом непрерывной шампанизации, но есть две серии, отличающиеся от основной массы. «Российское шампанское выдержанное» производится резервуарным методом, впрочем, на вкус это мало влияет, при разнице в цене оно не имеет явных преимуществ по ощущениям. Другое дело — «Цимлянское игристое» (белое мускатное, красное и розовое) — это традиционное шампанское с весьма неплохим вкусом. Жаль только, оно не слишком часто встречается в магазинах. Самый бюджетный вариант, главное внимательно прочитать этикетку и не перепутать с газировкой.

«Кубань Вино»

Еще один типичнейший отечественный производитель, изготавливающий все для всех и недорого. Все игристые вина от «Кубань Вино» можно разделить на две категории: «Шато Тамань» и прочие. Прочие отпадают, ибо это бюджетное решение для тех, кому важнее надпись «шампанское», все равно потом водку пить. А под брендом «Шато Тамань» производятся три вида: «Резерв», «Молодое» и «Российское». Все три являются классическим шампанским, при этом различаясь по цене и качеству. Однозначно хорошим является «Шато Тамань Резерв», два других попроще и подешевле. Выигрывает у украинских образцов по цене, не проигрывая по качеству. Недорого. Вкусно. Патриотично. Употреблять вместе с новогодним выступлением президента.

Легенда Крыма

Официальным дистрибьютором украинского шампанского в России является компания «Легенда Крыма». Продает она все на свете под самыми разными брендами. В том числе под своим собственным, «Легенда Крыма». Он же заодно является и самым бюджетным. Несмотря на свою дешевизну, это действительно игристое вино из крымского винограда, не порошковое, но самое дешевое, резервуарное. Официальный сайт компании говорит, что все это вино произведено агрофирмой «Золотая Балка». На самом деле, «Золотая Балка» производит виноматериалы, которые потом доводят до готового продукта на других заводах. Непритязательная этикетка, дизайн которой разрабатывали явно с оглядкой на французские вина, и самая доступная цена (200-250 рублей). Ультрабюджетный вариант, позволяющий, тем не менее, получить не «разведенный спиртом порошок».

Севастопольский винзавод

Во времена Союза был главной экспериментальной площадкой по отработке различных технологий производства игристых вин. Сейчас экспериментирует меньше и в России продается под брендом «Крымское шампанское», которое ни в коем случае не стоит путать с «Крымскими винами» из города Крымска. На Украине продается как «Севастопольское». Белые сорта никакого интереса не представляют, разве что кому-то напомнят о том, каким вкусом обладало «Советское шампанское». Довольно интересны красные и розовые мускатные игристые вина. Для их изготовления используется виноград с Южного берега Крыма, с виноградников «Массандры». Разумеется, к классическому шампанскому они отношения не имеют, но для любителей чего послаще подойдут. Все игристые вина этого производителя изготавливаются резервуарным методом.

Артемовский завод

Артемовский завод шампанских вин является крупнейшим на Украине и единственным в мире производством, полностью расположенным под землей, в бывших гипсовых выработках. Разумеется, собственными виноградниками данная фирма не обладает, а закупает виноматериалы в Крыму, Одесской, Херсонской и Николаевской областях. Производит исключительно игристые вина и только классическим методом. Самые недорогие, серий KRIM (КРИМ или КРЫМ) и Артемовское, соответствуют по цене предложениям от Абрау-Дюрсо. Из плюсов — гарантия получения продукта, произведенного классическим методом. Из всего разнообразия сортов в Россию поставляется под торговыми марками «КРЫМ», «Артёмовское», «Серебряный Век» и «KRIMART». У каждого из этих брендов есть широкий выбор игристых вин, как белых, так и красных, сухих и сладких. По цене и качеству они прямые конкуренты Абрау-Дюрсо, но если в ценовой категории до 800 рублей результаты примерно одинаковы, то выше однозначно выигрывает Абрау.

Новый свет

Премиальным брендом украинского игристого вина является торговая марка «Новый свет», расположенная в одноименном поселке в районе Судака. Только классическое производство и только дорогое вино. Относительно, конечно, дорогое. Все-таки Крым — не Шампань, а Украина — не Франция. В то же время, нельзя сказать, что все сорта новосветовских вин являют собой нечто исключительное, тут поровну маркетинга и истины. Можно погреть душу ценителя тем фактом, что шампанское продается в той же бутылке, в которой было заложено. Разумеется, речь идет только о вине с выдержкой более трех лет. Платить больше за 9-месячные сорта вряд ли разумно, они не имеют принципиальных отличий от Артемовского. Ну и «премиальность» данного игристого — целиком и полностью заслуга маркетологов, отличий от менее пафосных производителей просто нет.

Молдавия

Единственный молдавский бренд игристых вин на российском рынке — Cricova. Это тоже наследник советского прошлого, когда-то производивший из местных сортов винограда «Советское шампанское». Теперь производят игристые вина по «французской технологии». Есть традиционный способ, есть резервуарный, есть и непрерывный поток. Соответственно, и три уровня цены, при этом наиболее дорогие, как в случае с российскими и украинскими брендами, по цене мало отстают от европейских образцов. Очень хорошие розовый и красные сорта. Белые не так интересны, но тоже на уровне. С другой стороны, если не быть патриотом Молдавии, то смысла искать (не в каждом магазине оно есть) не слишком много. Но при наличии — почему не попробовать?

Ваш F.

Читайте также

Штопор Quirky Verseur/ Сиди, я сам открою
Штопор Quirky Verseur/ Сиди, я сам открою 13 Ноя 2012
Gaumont Chronophone/Первый диджейский 03 Июл 2012
Denis A/N1
Denis A/N1 30 Янв 2012
Pull and Bear/Масс-маркет бывает прочным
Pull and Bear/Масс-маркет бывает прочным 20 мая 2013