«Супер» и «Боже, благослови Америку» / Раздражение среднего человека
Этот пост должен был быть про фильм «Боже, благослови Америку», который уже снискал много восторженных отзывов. Однако он до неприличия, до зубной боли похож на немного более ранний фильм «Супер», который в России официально вообще не выходил. Поэтому справедливым будет рассказать сразу про два фильма.
Можно смотреть любой из них — и тот, и другой в целом неплохие. Если же смотреть оба, то неизбежно возникнет перманентное дежа вю до самых финальных титров и ощущение потерянных полутора часов.
В обоих фильмах есть главный герой (черт, они даже внешне похожи, и обоих зовут Фрэнк! Неужели это такая доведенная до копирования реминисценция?), который пережил расставание с женой, ведет амебистый образ жизни и тихо страдает от того, что количество идиотов и сволочей вокруг сильно превышает ПДК. В связи с этим, один шьет себе дурацкий костюм супергероя и начинает мочить плохих ребят разводным ключом, а другой ничего не шьёт и незатейливо пользуется пистолетом. Один концентрируется на наркоторговцах, другой на телезвездах. У обоих появляется гиперактивная юная напарница: в «Супере» это замечательная Эллен Пейдж, в «ББА» — тоже отлично справившаяся с ролью Тара Барр. Ну и так далее, различия лишь в нюансах.
Оба фильма существуют в странной реальности, где полиция в основном отсутствует и приезжает только в финале, чтобы помочь с развязкой. В этом плане гораздо честнее и убедительнее был «Защитнег» с Вуди Харрельсоном.
Авторам удается порой довольно-таки едко обстебать пороки современного общества, особенно в «ББА» — превосходный монолог Фрэнка в офисе, шикарный подбор телепередач с метанием кровавых прокладок, адски смешная история с доктором. Однако проблема в том, что сами персонажи ничего из себя не представляют, они среднее от среднего. Фрэнки просто злятся, а разозлившись убивают (впрочем, сильно уступая в кровожадности напарницам). И если Фрэнк из «Супера» имеет на это моральное право (жену посадили на иглу), то Фрэнк из «ББА» просто не сумел воспитать свою дочь и ищет виноватых в телевизоре (к слову, непонятно, зачем такой, казалось бы, неглупый человек регулярно смотрит дуроскоп). Главгерои не рассматриваются как моральные авторитеты — они часть общего безумия.
Такое спорное, странное, но любопытное и стоящее просмотра кино.
Напоследок, трейлеры:
Mr. E.