Philips/Давай, до свидания!
29 января 2013 года компания Koninklijke Philips Electronics N.V., или же просто Philips, объявила о том, что она уходит с рынка бытовой электроники. То есть, избавляется от большей части подразделения Philips Consumer Lifestyle, которое занималось разработкой и производством видео, мультимедиа и аудио. Не сразу, разумеется, а в период до 2017 года, когда будет закрыта сделка по видео. Покупатель — не менее известная компания Funai. Но нужно помнить, что фактически ничего нового на рынке не произошло, Funai уже не первый год выступает производителем видеоустройств для Philips. Теперь же исчезнет и сам бренд.
Ситуация, когда голландский концерн избавляется от своих подразделений, наступает не впервые. Пожалуй, наиболее известным событием была продажа бизнеса по производству мобильных телефонов китайской компании CEC в 2006-2007 годах. Бренд с рынка не исчез, а был продан с правом использования, что нетрудно заметить, зайдя в магазин. Были и менее громкие продажи. Некогда составными частями концерна Philips были Polymer Vision, ASML и звукозаписывающая компания PolyGram. До 1991 года имелась и значительная доля в производстве бытовой техники Whirlpool. И это без учета многих гораздо менее известных проектов.
Организованная еще в конце XIX века компания до 1920-х годов занималась с переменным успехом производством электрических лампочек. Например, в 1898 году Антон Филипс заключил контракт на поставку 50 тысяч ламп-свечей, которые впоследствии послужили для освещения Эрмитажа. Впрочем, это подразделение и сейчас составляет около 1/5 всего бизнеса Philips. Хотя с 1971 года представители семьи Филипс и не участвуют напрямую в руководстве компанией. «Королевской» же (Koninklijke) фирма стала в 1916 году по решению королевы, таким образом отметившей производство, девизом которого была фраза «Цифры важны, но люди важнее». Этот не слишком привычный для эпохи развитого империализма подход принес братьям Герарду и Антону Филипсам титул «лучших предпринимателей столетия», присужденный в Голландии в 1999 году.
Заработанные на производстве лампочек деньги компания вкладывала в перспективные тогда проекты, например, радио. Причем слушателям предоставлялась возможность не только слушать передачи с родины в далекой Голландской Индии (нынешней Индонезии), но наслаждаться изысканным дизайном радиоприемников.
В 1930-е и 1940-е компания вкладывала средства в разработку двигателя Стирлинга. При этом даже был достигнут определенный успех. Инженерам компании удалось создать двигатель мощностью 200 лошадиных сил и КПД более 30%. К 1950-м годам стало ясно, что коммерческой отдачи от данного типа машин ждать не приходится. Опытно-конструкторские работы продолжались еще некоторое время, но впоследствии направление было свернуто и продано.
В послевоенные годы компания переживала бурное развитие. С 1949 года на рынке стали появляться телевизоры марки Philips, хотя первые образцы проектировались инженерами еще в конце 1930-х. А в 1963 году была представлена «компактная аудиокассета». Да-да, та самая магнитофонная кассета была разработана в недрах Philips. Первоначально качество записи и уровень шума при воспроизведении оставляли желать лучшего, поэтому кассеты применялись только профессиональными журналистами, но компания работала над этим, и тип С был уже вполне сравним по качеству с виниловыми пластинками. Он же впоследствии стал и носителем информации для персональных компьютеров 1970-1980-х годов. Параллельно с совершенствованием кассет совершенствовались и устройства, которые их воспроизводили или записывали на них. В числе изобретений Philips магнитофон со встроенным радиоприемником. Также в 1967 году была создана и 30-минутная «мини-кассета», которая применялась в диктофонах, хотя и была позднее вытеснена более удачной «микро-кассетой» разработки Olympus.
В 1972 году Philips представила и свой первый видеомагнитофон VCR N1500. Он не был первым в мире устройством такого типа, но стал первым коммерческим образцом, который позволял записывать телепередачи, и при этом его стоимость была доступна значительной массе потребителей. Стандарт кассет был поддержан компаниями Grundig и Loewe, однако продержался сравнительно недолго, к 1980-м проиграв привычному стандарту VHS. Занимались в компании и разработкой лазерных дисков, которые не увидели свет из опасения нанести удар по рынку видеомагнитофонов, за который в то время Philips небезуспешно боролась.
В 1982 году компания совместно с Sony представила компакт-диск, а совместно с MCA занималась разработкой и продвижением лазерных дисков и устройств их воспроизведения. Активное участие принималось и в разработке стандартов DVD и Blu-Ray, которые также были представлены совместно с Sony в 1997 и 2006 годах соответственно.
В 1997 году компания переместила свою штаб-квартиру из Эйндховена в Амстердам. А начиная с 2000-х годов стала испытывать все большее давление со стороны азиатских производителей. В 2006 году подразделение, занятое производством полупроводников, было выделено в самостоятельную компанию NXP Semiconductors и продано. Тогда же был начат и процесс передачи мобильного подразделения China Electronics Corporation, завершившийся годом позднее. Одновременно руководство Philips инвестировала в развитие медицинского бизнеса, в том числе приобретая различные фирмы.
Если верить Википедии, то Philips является лидером по запатентованным изобретениям. За годы деятельности концерн зарегистрировал свыше 115 тыс. патентов в более чем 60 направлениях бизнеса. Компанией запатентованы магнитофонная компакт-кассета, компакт-диск, сотовый телефон стандарта GSM, технологии DVD, JPEG, MPEG, ксеноновые автомобильные лампы, UHP-лампы. Только в 2005 году «Филипс» получил 2404 патента в Европе и 874 патента на Тайване, что примерно в два раза больше, чем у Samsung или Sony.
Тем не менее, дела компании в настоящий момент далеко не блестящи. Особенно это касается подразделения бытовой электроники. Чистые операционные убытки Philips в четвёртом квартале 2012 года составили 358 миллионов долларов против 162 в 2011 году. На производстве телевизоров компания потеряла 87 миллионов евро. Поэтому нынешний глава компании Франс ван Хаутен, вот уже два года занимающийся ее реконструкцией, посчитал, что пришла пора отказаться от некоторых убыточных производств. В мире, где все большее число пользователей предпочитает онлайн-сервисы, по его мнению, нет места для Blu-ray и DVD. Не спасла телевизоры Philips и патентованная технология Ambilight, подсвечивающая стену за ТВ. И упор на дизайн не помог. Красивые пульты и рамки вокруг экранов вполне умели и умеют делать в Sony. А корейские производители еще и продают дешевле.
Уходить в мир облачных технологий Philips не собирается. Компании проще расстаться с бесперспективными направлениями, продав их, пока их стоимость не упала до нуля. А себе оставить производство медицинской техники (болеть в ближайшие десятилетия люди не перестанут) и традиционные лампочки. В конце концов, самый давний бизнес компании, принесшей ей первую прибыль и титул королевской, остается весьма надежным — свет нужен всем.