Занимательная аналитика / Немного о PlayStation VITA

Карманные игровые системы производства Sony очень популярны в нашей стране, как, впрочем, и домашние. Есть в русском человеке любовь к этой замечательной японской компании, и неспроста: эти забавные азиаты умеют делать вещи хорошо, необычно и «в тему». За это их любят и ценят, Sony Style, так сказать.

Их игровое подразделение яркий пример правильной политики, в отличие от бедной Sega, которая потеряло свое железное подразделение и теперь является лишь разработчиком/издателем для бывших конкурентов. Кстати, Sega получила на орехи как раз благодаря Sony: PlayStation буквально утопила отличную консоль DreamCast, вернее, помогла тогдашнему безалаберному и недальновидному менеджменту Sega в убиении отдела hardware. Согласитесь, когда новичок (речь о самой первой PlayStation) покоряет сердца геймеров во всем мире своей первой игровой системой и утирает нос мастодонтам индустрии — это не просто удача, это талант, это мастерство. Этот мир не менее суров, чем этот ваш телеком, ошибок не прощают и тут. А Sony Computer Entertainment примерила корону…

Признаюсь честно: две предыдущие консоли от Sony мне нравятся гораздо больше, чем PS3. На моменты своих выходов PSX и PS2 просто «рвали» игровую отрасль как в плане железной мощи, так и библиотекой игр (тут конечно не сразу, но через год начинали выходить убойные эксклюзивные хиты, обеспечивая постоянные продажи консолей и игр для них). PS3 же вышла на год позже своего конкурента в лице XBOX 360 и… и ничего, потенциал до сих пор раскрывается, мультиплатформенные игры, в подавляющем большинстве, лучше работают на «ящике», про PSN я вообще могу говорить долго. На этот раз уже в Sony были проблемы с менеджментом: сделав ставку на платформу CELL, японцы сначала вообще обойтись лишь им, то есть, выделенный графический адаптер не планировался вовсе. CELL очень красив на бумаге и в синтетике, в тестах — это просто суперкомпьютер с «парой петафлопсов», на практике же оказалось, что Sony теперь не одни в мире, что разработчики не будут учиться оптимизировать под, безумно сложный в освоении CELL, свои игры. Мир электронных игр ушел немножечко вперед, к Windows PC с DirectX и к Xbox 360 (в котором тоже крутится «обрезанный» Windows Server 2003). Sony в срочном порядке начали работать над менее экзотической архитектурой: объединившись с nVidia, они установили не самую удачную видеокарту, уступавшую по графической мощи трем процессорам Power PC и видеорешию от ATI, установленным в XBOX 360. Нельзя не отметить, что одним из главных узких мест был объем оперативной памяти: всего лишь 256 Mb, пусть чудовищно быстрой (и не менее чудовищно дорогой) RAMBUS RAM, но, как показала практика, 512 Мб обычной DDR, установленные в XBOX 360, оказались значительно продуктивнее. Конечно, PS3 — машина мощная, но раскрыть ее реальный потенциал могут лишь немногие разработчики, те, которые хорошо знают архитектуру CELL, фактически, это внутренние и 1st party студии Sony (Japan, Santa Monica, Liverpool, Naughty Dog, Guerilla и т. д.). Благодаря им мы и получили лучшие в графическом (и не только в графическом) плане игры, такие как Uncharted, God of War, Killzone и т. д. Разработчики сторонних студий откровенно ленятся и не оптимизируют свои игры под железо PS3, фактически, эмулируя версию XBOX 360 на консоли от Sony, нативным кодом тут и не пахнет. Иногда это выливается в форменную катастрофу, например, замечательный экшн Bayonetta от Platinum Games на PlayStation был неиграбелен: поднятие предмета (оружие, «лечилка» и т. п.) приводило к загрузке, то есть игра останавливалась на 3 — 5 секунд, во время боя это слегка так БЕСИЛО, но в «родной» версии на XBOX этого позора не было вовсе, все летало. Sony со своим действительно интересным и уникальным суперпроцессором перехитрили сами себя и загнали в ловушку.

Но мы хотели с вами поговорить о карманных консолях, не забыли? Итак, PlayStation Portable. Должна была, просто обязана была выстрелить как из railgun: графика уровня PS2, отличный, по тогдашним меркам, экран, носитель высокой емкости, неплохое время работы, отличный, футуристический дизайн, а, самое главное, все это великолепие помещалось в карман (широкие джинсы-трубы, бро). И успех был, пусть не такой ошеломляющий, как у единственного на тот момент конкурента Nintendo, продажи DS которой приближаются сейчас к какой-то умопомрачительной цифре, но в целом PSP отработала свой срок жизни на рынке очень неплохо. В линейке игр были тайтлы разных жанров на любой вкус, были вещи замечательные, инновационные и уникальные (Loco Roco и Patapon — наше все). Мое сердце, например, греет обширная библиотека классических игр с первой PlayStation, доступная для скачивания через PlayStation Network. Мой выбор пал на компактный вариант — PSP Go, многие ее ругают за отсутствие привода дисков UMD (стандартный носитель информации PSP), неудобные кнопки и небольшое время работы. Этих недостатков я не заметил, машинка для меня удобная (действительно карманная игровая система, значительно компактнее PSP Slim), время работы сравнимо с «большими» PSP, экранчик яркий и четкий, 16 Gb быстрой флэш-памяти на борту + разъем для дополнительной карты, а UMD дисков у меня и так не было, так что я ничего не потерял, выбрав эту штуковину. Единственное, что печалит — это проприетарный разъем для зарядки/передачи данных вместо универсального mini USB.

Nintendo не так давно выпустила свою новую карманную игровую систему 3DS, Sony отставать нельзя, они уже понимают, что фору в сложном мире game development давать нельзя ни в коем случае. Так мир увидел PlayStation VITA. Замечательные характеристики железа (мощная начинка, множество схем управления, второй аналоговый стик). Обозреватели хвалят стартовую линейку, хотя, кроме Uncharted я не вижу ничего стоящего. Самый убийственный недостаток — это время работы, в среднем, составляющее 3 часа, то есть мы получили не карманную игровую систему, а, скорее, диванно-кроватную (туалетно-душевую, как вариант). Эта же проблема присутствует у главного конкурента: аккумулятор Nintendo 3DS тоже «живет» недолго. Не стоит забывать и о современных телефонах с планшетами, которые отжирают немалую долю у специализированного игрового железа, хотя, я лично не считаю их прямыми конкурентами новой VITA из-за отсутствия у них аппаратных кнопок (старая школа, да), разве что 15 минут в метро птичек «погонять» или God King зарубить в очередной раз, а серьезный, мужской гейминг — это заруб на пару часов в какой-нибудь God of War или Peace Walker, да так, чтобы дым из под пальцев. Виту на старте продаж я брать не буду, как не брал ни одну игровую систему, я подожду выхода эксклюзивных killer games и решения вопроса с батареей, возможно, Sony уже готовит обновленную и улучшенную версию консоли (за меньшие деньги, кстати). Надеюсь, добрый Mr. Z даст как-нибудь погонять VITA на пару деньков, думаю, у него она появится чуть ли не у первого в Москве (Sony Style, братюнь :)), вот тогда-то я и смогу составить более-менее полное впечатление о новом продукте японских кудесников. Я очень надеюсь на обратную совместимость игр PSP и PSX, доступных сейчас в PlayStation Network с VITA.

Новая портативка от Sony уже вышла в Японии, скоро стартуют продажи в Америках и Европах, соответственно и наш ретейл подтянется (ожидаю мистических и поистине самурайских цен на официальные российские консоли). Ясно одно: VITA будет новой вехой в мире портативного гейминга, слишком многое поставила Sony на карту, просто так они эту часть рынка не отдадут. Не пропустите, будет интересно, обещаю!

P. S. Я намеренно почти ничего не написал о Nintendo, эти стоические восточные люди вообще плевали на консольные войны, живут сами по себе, продают миллионы игровых систем (причем, в отличие от Microsoft и Sony, получая с каждой проданной консоли прибыль). Nintendo — тема для отдельной статьи.

А теперь несколько фотографий моей PSP Go в интересных декорациях

Хороших вам праздников и интересных игр!

Ваш P (erduemonocle)

[twitter.com/perduemonocle]

Читайте также

Сказочка про роутер/LTE в работе
Сказочка про роутер/LTE в работе 13 Авг 2012
Чебуреки/Отрада пролетариата
Чебуреки/Отрада пролетариата 27 Ноя 2012
Teac NS-X1/10 фактов о продукте!
Teac NS-X1/10 фактов о продукте! 21 Ноя 2013
Tag Heuer Meridiist Infinite/Бесконечный телефон!
Tag Heuer Meridiist Infinite/Бесконечный телефон! 07 Апр 2014